Классификация и основные требования к индивидуальным спасательным средствам

25 июня 2021

Проблема эвакуации людей при пожарах в высотных зданиях, не оборудованных современными средствами безопасности, является общей для всех стран.
Средства спасения с высоты являются не только последней, а часто и единственной возможностью провести безопасную эвакуацию людей из зоны ЧС.
Решение этой проблемы пошло по двум основным направлениям.

Первое — создание технических средств, использующих внешние источники энергии. Сюда входят автоподъемники, автолестницы, фасадные лифты, специализированные мобильные спасательные системы и летательные аппараты.

Второе — создание технических средств, работающих на принципе плавного гашения энергии, накопленной массой груза, находящегося на высоте. В эту группу входят канатно-спускные устройства, рукавные спасательные системы и амортизирующие прыжковые спасательные устройства.
Разделим условно на методы возможной эвакуации из зданий повышенной этажности:

  • Вертолетные платформы.
  • Канатно-спускные устройства автоматические.
  • Спасательные рукава пожарные.
  • Лестницы пожарные специальные.
  • Лестницы стационарные, навесные не задымляемые.
  • Прыжковые пневматические устройства.
  • Комплекты спасательного снаряжения с высоты.
  • Натяжные полотна.
  • Спасательные трапы (желоба).

Спасательные комплексы
Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.
Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.
Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.
В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.Спусковые устройства

В эту группу входит большое число устройств и приспособлений — от простейших тормозных шайб, используемых альпинистами, до сложных тормозных механизмов-автоматов, рукавных спасательных систем и пневматических спасательных матов.

  • Спасательный трап (желоб)
  • Надежное и безопасное средство спасения, применяется до высоты 20 м. Предназначен для эвакуации людей, в том числе с ограниченными физическими возможностями (престарелых, инвалидов, больных, детей и т.д.) при пожаре или в других чрезвычайных ситуациях, когда иные средства спасения не могут быть применены. Рекомендуется для оснащения учебных и здравоохранительных учреждений, детских садов, интернатов, домов престарелых.
  • Типовые характеристики:
  • Конструкция спасательного пожарного трапа обеспечивает беспрепятственный и безопасный спуск людей различной массы и телосложения.
  • Процесс использования и приведения спасательного пожарного трапа в рабочее состояние прост (интуитивен) и не требует дополнительного обучения, кроме ознакомления с руководством по эксплуатации.
  • Время приведения спасательного пожарного трапа в рабочее состояние менее 5 мин.
  • Время нахождения спасательного пожарного трапа в рабочем состоянии более 60 мин.
  • Конструкция спасательного пожарного трапа обеспечивает групповую эвакуацию с производительностью более 5 чел/мин.
  • Ресурс работы спасательного пожарного трапа составляет 300 рабочих циклов.
  • Узел крепления пожарного спасательного трапа позволяет надежно крепить его к силовым строительным конструкциям.

Элементы крепления зоны торможения позволяют надежно крепить трап у поверхности земли различными способами, в том числе к пожарному автомобилю.
Диапазон рабочих температур пожарного спасательного трапа составляет от минус 40 °С до 40 °С.

Источник:fireman.club


Вернуться на уровень выше